English
AA
Центральное Интернет ТВ

Этот день в истории

6 Июня
Архив

В 48 г. до н. э....

В районе города Фарсал (Фессалия, Греция) произошло сражение между войском Юлия Цезаря и армией римского сената под командованием Гнея Помпея. Численность войск Помпея в 1,5-2 раза превышала силы Цезаря, а всадников у него было вчетверо больше, чем у противника. Но Цезарь оставил в резерве на своем слабом правом фланге 6 когорт своих лучших легионеров численностью в 2000 человек. Когда конница Помпея смяла конницу Цезаря, она попала под удар отборных сил противника, была разгромлена и бежала с поля боя. Половина войск Помпея сдалась, остальные погибли или бежали. Через несколько месяцев был убит и сам Помпей, пытавшийся бежать в Египет. Его голову отослали Цезарю. Поражение Помпея приблизило крушение Римской рабовладельческой республики: Цезарь фактически стал диктатором, а спустя двадцать лет при Августе родилась Римская империя.

Наиболее значимые события...

Наиболее значимые события, произошедшие в этот день 6 июня в мировой и отечественной истории.

Новости советских лет...

В этот день телевизионные новости советских лет были такие:

1984 год

День рождения "Тетриса"...

Советский программист Алексей Пажитнов за две недели завершил создание гениальной игры, которая завоевала огромную популярность во всем мире - "Тетрис".

1982 год

Израильская армия вторглась на территорию Ливана...

Израильская армия вторглась на территорию Ливана с целью разгрома отрядов Организации освобождения Палестины. Западный Бейрут (мусульманская часть города, где базировалась штаб-квартира ООП) оказался полностью блокированным и подвергался постоянным бомбардировкам израильской авиации. В конце августа ООП согласилась под международные гарантии вывести свои боевые отряды из Бейрута, разместив женщин и детей в контролируемых израильтянами лагерях для беженцев. В сентябре христианская милиция союзника Израиля майора Саада устроила резню в лагерях Сабра и Шатила, поправ все гарантии.

1970 год

Родился Дмитрий Юрьевич Барщевский...

Дмитрий Юрьевич Барщевский (1970). Кинорежиссер, сценарист.
Родился в Москве. В 1961-1963 годах - рабочий киностудии им. М. Горького, в 1967-1969 годах - оператор киностудии им. М. Горького. Окончил операторский факультет ВГИКа (1967, мастерская А. Гальперина), в 1974 г. - аспирантуру ВГИКа. Продюсер, генеральный директор киностудии «Риск».

1954 год

Образовано "Евровидение"...

Образована международная телесеть "Евровидение" (Eurovision), в которую вошли Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Италия, Франция, Швейцария. Первым телезрителей приветствовал папа римский.

1947 год

Родился Бари Алибасов...

Родился Бари Алибасов, советский и российский музыкант и продюсер

1944 год

Открытие второго фронта в Европе...

Открытие второго фронта в Европе. Союзники начали высадку в Нормандии. Вместе с солдатами 22-го полка 4-й пехотной американской дивизии в высадке принимал участие писатель Эрнест Хемингуэй.

1925 год

Основана компания Крайслер...

Уолтер Перси Крайслер основал свою компанию.

1923 год

Соловецкий лагерь особого назначения...

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) принял первых заключенных. В энциклопедиях того времени Соловки, как это ни странно, упоминались именно как лагерь. А лагерь, на самом деле, был особым: в нем были свои деньги, его обитатели выпускали литературные журналы и погибали.

1904 год

Родилась Татьяна Пельтцер...

Татьяна Ивановна Пельтцер (1904 - 16.07.1992). Народная артистка СССР. Играла в московских Театре Сатиры и Театре им. Ленинского комсомола.
Отец - известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики. Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и вообще был отличным педагогом, до революции имевшим свою маленькую театральную школу. Татьяна в первый раз вышла на сцену в девять лет (сезон 1913 года) в труппе Н.Н. Синельникова в Екатеринославле. С 1916 года - «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова. В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики. Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране - Нахичевань, Пенза… В 1925-1940 годах - актриса Театра МГСПС. Актриса вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала в Германию, работала машинисткой в торгпредстве СССР. Брак длился четыре года. Будучи замужем, Татьяна Ивановна полюбила советского инженера, который в то время проходил стажировку в Германии. Узнав об этой любви, ее муж добился её высылки обратно в СССР. В 1931 году вернулась в Москву и вновь была принята в труппу театра МГСПС, в 1934 году была уволена из театра за профнепригодность, ведь актёрского образования она так и не получила. Год работала машинисткой на заводе. В 1936-1937 годах - актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова. В 1937-1938 годах - актриса Колхозного театра в Москве. В 1938-1940 годах - актриса театра имени Моссовета. В 1940-1947 годах - актриса Московского театра миниатюр. В 1947-1977 годах - артистка Московского Театра Сатиры. С февраля 1977 года - артистка Театра Ленком. В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии (1943). Народная артистка РСФСР (1960). Народная артистка СССР (1972). Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР первой за 48 лет существования Театра сатиры. После ухода режиссёра Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяне Ивановне Пельтцер стало сложнее работать в театре - однажды на репетиции поссорилась с главным режиссёром театра Сатиры Валентином Плучеком и перешла на работу в Ленком. В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла. Тогда специально для неё Марком Захаровым был поставлен спектакль «Поминальная молитва». Для неё Григорий Горин написал роль старой еврейки Берты. Александр Абдулов, игравший её сына, выводил Пельтцер на сцену - выводил так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью. Эта роль была практически без слов, так - пара реплик. Но зрителям не важно было, что она говорит. Каждое её появление на сцене сопровождалось безумной радостью и ликованием. Все понимали, что прощаются с великой актрисой. В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один. Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни. Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца.

1903 год

Родился Арам Ильич Хачатурян...

Арам Ильич Хачатурян (1903 - 01.05.1978). Композитор.
Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика. В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции, а в 1934 г. - Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу. В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию. В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946-1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония. В 1950 г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М.Л. Таривердиев, А.Я. Эшпай. В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение - балет «Спартак». В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии, через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории. Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства. Умер в Москве.

1875 год

Родился Томас Манн...

Томас Манн (1875 - 12.08.1955). Немецкий писатель, нобелевский лауреат 1929 года.
Родился в Любеке в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Его старший брат Генрих бил широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей - Клаус, Эрика и Голо - сами стали известными литераторами. Учился в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала в 1891 г. после смерти отца. После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х гг. отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом «Будденброки», ставшим бестселлером. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его «Размышления аполитичного», равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада. К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929 г.) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е - начале 1930-х гг. писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма, а в 1933 г. началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 г. гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги». Самые известные произведения Томаса Манна - философский роман «Волшебная гора» (1924 г.), «Доктор Фаустус» (1947 г.), повесть «Смерть в Венеции» (1913 г.).

1872 год

Родилась Александра Фёдоровна...

Александра Фёдоровна (Алиса Виктория Эллен Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская) (1872 - 17.07.1918). Российская императрица, супруга Николая II.
Императрица Александра Федоровна родилась в Дармштадте на юго-западе Германии в семье принцессы Алисы и принца Луи Гессен-Дармштадтского. Будущая русская царица была шестой из семерых детей герцога, а ее бабушка Виктория была царствующей королевой Англии. Ее нарекли именем Виктория Алекс Елена Луиза Беатриса, а в семье обычно называли просто Алекс. К пятнадцати годам принцесса хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику. По мнению многих, она была блестящей пианисткой. Она знала немецкий, английский, французский, была прекрасно знакома с классической литературой. Впервые принцесса Алекс увидела наследника русского Престола, будущего Императора Николая II на свадьбе своей старшей сестры Эллы (Великой княгини Елизаветы Федоровны), которая в 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича. Тогда же между ними возникло сильное взаимное чувство, а через несколько лет состоялась их свадьба. Господствующее отрицательное отношение к императрице вызвано приближением к двору с ее подачи Григория Распутина, в котором она надеялась найти спасителя для больного гемофилией цесаревича Алексея. В марте 1917 года царица вместе с детьми была арестована по приказу Временного правительства генералом Л.Г. Корниловым, потом с приближением немцев к столице выслана в Тобольск, а оттуда в Екатеринбург. В гражданскую войну царская семья в полном составе была расстреляна в подвале дома Ипатьева по постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Найденные потом предполагаемые останки членов царской семьи после генетической экспертизы были признаны правительственной комиссией подлинными и перезахоронены в Петропавловском соборе. Русская православная церковь в 2000 году канонизировала императора, его супругу и их чад как царственных страстотерпцев.

1868 год

Родился Роберт Фолкон Скотт...

Роберт Фолкон Скотт (1868 - 29.03.1912). Английский исследователь Антарктиды.
Родился в Девонпорте. Поступил на службу в военно-морской флот в 1880 году. В 1900 году был назначен руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле "Дискавери". Вместе с доктором Эдуардом Вильсоном и лейтенантом Эрнестом Шеклтоном исследовал ранее неизвестный шельфовый ледник Росса, достиг в его пределах 82°16' с.ш. По возвращении на родину в 1904 году был произведен в капитаны, командовал судами "Викторьес", "Эссекс" и "Булвэк". В 1909 году Скотт организовал новую экспедицию при поддержке правительств Англии и доминионов для продолжения исследований в Антарктиде. Отправившись в конце ноября 1910 года из Новой Зеландии на паруснике "Терра Нова", в начале января высадился на берег недалеко от своей прежней базы в проливе Мак-Мёрдо с отрядом, включавшим офицеров и ученых, среди которых был и доктор Вильсон. Первый год был проведен преимущественно в пробных походах, из которых наиболее известен поход к мысу Крозье. Отрядом был создан большой склад (т.н. "склад на одну тонну") на пути к полюсу, в 200 км от базы. Роберт Скотт направился к Южному полюсу 1 ноября 1911 года. Несмотря на задержки из-за плохой погоды, Скотт с четырьмя товарищами достиг Южного полюса 17 января 1912 года. На обратном пути из-за суровой погоды и усталости переход через шельфовый ледник Росса затянулся, и отряд потерял двух человек. Скотт, Вильсон и Бауэрс с трудом преодолели еще четыре коротких перехода и погибли примерно в 20 км от "склада на одну тонну". Точная дата трагедии неизвестна, однако последнюю запись в дневнике Скотт сделал 29 марта 1912 года. Палатка с телами путешественников, их дневниками и коллекциями была обнаружена спасательным отрядом 12 ноября 1912 года.

1867 год

Покушение на Александра II...

На всемирной выставке в Париже польский эмигрант Антон Березовский совершил покушение на российского императора Александра II, но пуля после его выстрела угодила в лошадь. Почти вся парижская пресса и адвокаты выступили в защиту Березовского, рассматривая его покушение как акт законной мести за свою порабощенную родину (всего несколько лет назад было жестоко подавлено польское восстание 1863-1864 гг.). Парижский суд присяжных 15 июля приговорил поляка вместо смертной казни к пожизненной каторге. Знаменитая парижская гадалка предсказала тогда императору, что он переживет 7 покушений. Ее предсказание сбылось практически на все сто. Это было не первое и далеко не последнее покушение на жизнь императора. Годом ранее в него стрелял дворянин Дмитрий Каракозов, в 1879 году народовольцами были совершены три попытки взрыва царского поезда, в феврале 1880 года очередная неудачная попытка - взрывом бомбы, подложенной в Зимнем дворце Степаном Халтуриным, были убиты 11 человек и несколько десятков ранены, но царь остался невредим. Погиб Александр II 13 марта 1881 года, когда после взрыва первой брошенной бомбы он вновь остался невредим, но еще один метальщик Гриневицкий бросил бомбу под ноги себе и императору.

1799 год

Родился Александр Сергеевич Пушкин...

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 10.02.1837). Великий русский поэт.
Родился в Москве в небогатой дворянской семье. Его предками были бояре времен чуть ли не Александра Невского и "царского арапа" Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами, и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р. Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас". Атмосфера же свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина. По окончании в 1817 году лицея Александр Сергеевич Пушкин получил назначение в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь, вступает в литературно-театральное общество "Зеленая лампа", сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи и острые эпиграммы. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма "Руслан и Людмила", опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры. Выпады против власть предержащих не остались без внимания, и в мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Пушкин отправляется на Кавказ, потом в Крым. Он живет в Кишиневе и Одессе, встречается с будущими декабристами. В "южный" период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта, благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Написаны "Кинжал", "Кавказский пленник", "Демон", "Гаврилиада", "Цыганы", начат "Евгений Онегин". Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе. В июле 1824 года, как неблагонадежного и вследствие стычек с начальством, в частности с графом М.С. Воронцовым, за женой которого Е.К. Воронцовой Пушкин ухаживал, поэта высылают в псковское имение Михайловское под надзор родителей. И здесь возникает ряд шедевров, таких как "Подражания Корану", "Я помню чудное мгновенье", "Пророк", трагедия "Борис Годунов". После разгрома восстания декабристов в сентябре 1826 года Пушкин вызван в Москву, где происходит беседа между ним и новым царем Николаем I. Хотя поэт и не скрывал от царя, что, окажись в декабре в Петербурге, тоже вышел бы на Сенатскую, тот объявил о своем покровительстве и об освобождении его от обычной цензуры и намекнул на перспективу либеральных реформ и возможное прощение осужденных, убеждая сотрудничать с властью в интересах прогресса. Пушкин решил пойти навстречу царю, полагая этот шаг соглашением на равных. В эти годы в творчестве Пушкина пробуждается интерес к истории России, к личности царя-преобразователя Петра I, примеру которого поэт призывает следовать нынешнего монарха. Он создает "Стансы", "Полтаву", начинает "Арапа Петра Великого". В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталии Николаевне Гончаровой и получает согласие на брак, а осенью того же года отправляется по имущественным делам в Болдино, где его на три месяца задерживают холерные карантины. Эта первая "болдинская осень" стала наивысшей точкой пушкинского творчества: достаточно назвать немногие произведения, вышедшие тогда из-под пера великого писателя - "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Бесы", "Элегия", "Прощание"... И вторая "болдинская осень", 1833 года, когда на обратном пути с Волги и Урала Пушкин вновь заехал в имение, по значению не уступает первой: "История Пугачева", "Медный всадник", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Осень". Начатую в Болдине повесть "Пиковая дама" он срочно дописывает и печатает в журнале "Библиотека для чтения", платившем ему по высшим ставкам. Но Пушкин все равно испытывает крайнее стеснение в средствах: светские обязанности, рождение детей требуют немалых расходов, а последние книги большого дохода не принесли. И после гибели поэта его долги будут оплачены из казны. Кроме того, в 1836 году, несмотря на нападки реакционной прессы, несмотря на критику, заявляющую о конце эпохи Пушкина, он начинает издавать журнал "Современник", который тоже не улучшил финансовых дел. К концу 1836 года подспудно зревший конфликт между "вольнодумцем камер-юнкером Пушкиным" и враждебными ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены поэта и его самого. В результате произошло открытое столкновение Пушкина с поклонником его жены, французским эмигрантом Дантесом, и утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялась дуэль. Пушкин был ранен в живот и через двое суток умер. Гибель поэта стала национальной трагедией. "Солнце русской Поэзии закатилось", - так сказал в некрологе В.Ф. Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт-Петербурге.

1749 год

Родился Осип Михайлович Дерибас...

Осип Михайлович Дерибас (Хосе Де Рибас) (1749 - 14.12.1800). Русский адмирал. По происхождению испанец.
Родом из Неаполя. По приглашению графа Орлова-Чесменского в 1772 г. прибыл в Россию и поступил волонтером в черноморский флот. Во время второй войны с турками он овладел, вместе с подполковником Головатым, Березанской крепостью (1788) и крепостью Хаджибей (1789), на месте которой по его проекту вскоре возникла нынешняя Одесса, которой он был первым устроителем и начальником. При Павле I Дерибас был генерал-кригскомиссаром, управлял лесным департаментом и составил проект укрепления Кронштадта. В честь его главная улица города Одессы зовется Дерибасовской.

1664 год

Новый Амстердам...

Новый Амстердам переименован в Нью-Йорк.

1606 год

Родился Пьер Корнель...

Пьер Корнель (1606 - 01.10.1684). Французский драматург.
Родился в Руане. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии "Мелита, или Подложные письма" и др., трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность", трагедия "Медея". Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия "Сид", конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в "Сиде" еще сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нем уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях "Гораций", "Цинна, или Милосердие Августа" и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 1640-х годов. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма Корнель стремится приложить и к комедии ("Лжец"). Начиная с трагедии "Родогуна", в театре Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 1640-х годов, получивших впоследствии название трагедий "второй манеры" Корнеля. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха-тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра Корнеля. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстает как иррациональная, извращенная, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. Корнель делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией ("Дон Санчо Арагонский"). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъема, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего Корнеля "Никомед", заканчивающейся народным восстанием. После провала "Пертарита" Корнель уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659 году. Трагедии Корнеля 1660-х годов "Серторий", "Отон" и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. Корнель оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой "Сурена". Последние годы жизни почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к Корнелю в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии Корнеля переводились и ставились уже в 18 веке. Особенно популярен Корнель был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения.

1599 год

Родился Диего Веласкес...

Диего Веласкес (1599 - 06.08.1660). Испанский живописец.
Родился в городе Севилья (Испания). Семья его была не богата, по происхождению - португальские евреи, которые потом приняли христианство. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался, и, будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе. Звание мастера он получил в 1617 году. В этот период на его творчество оказывают влияние работы Рубенса и Тициана. Он начинает писать работы в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня). В этом угадывается и влияние творчества Караваджо: реалистичность образов, затемненный фон и освщенные передние фигуры. В 1618 году Диего Веласкес женится на дочери Ф. Пачеко Хуане Миранде. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Отношения между королем и Веласкесом складывались дружеские. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Отсюда появилось большое количество завистников. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. В этот период появляются такие работы как "Шут Калаба-Сильяс", "Граф Оливарес", "Вакх", "Кузница Вулкана". В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. В 1629 году Диего отправился в путешествие в Италию, которое закончиось в январе 1931 года. После возвращения появляется очень сильная работа "Сдача Бреды". Потом он пишет пейзажи виллы Медичи и Прадо, причем работает он в стиле плэнер, пишет портреты семьи короля. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Картины наполнены какой-то воздушностью и бархатистостью. 1630-1640-е года отмечены как плодотворный портретный период художника изображением шутов, карликов. В этих портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображают характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Примеры работ: "Эль Примо", "Менипп", "Барбаросса". Картина "Венера с зеркалом" стала одним из величайших произведениий испанской живописи. В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Она была очень успешна. Там его избрали членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. В Риме он создает шедевр - портрет римского папы Иннокентия X. Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность. 1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. Рисует он опять же портреты. Это - и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская, инфанта Маргарита, инфант Филипп Просперо). Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. В 1657 году появляются одни из самых главных творений Веласкеса - картины "Менины" и "Пряхи". В "Мениных" отображен эпизод придворной жизни. Это достаточно многоплановая по смысловому значению работа. Обе картины написаны без эскизов, Веласкес работал сразу непосредственно на холсте. Богатство изображено во всех проявлениях. В 1652 году произошло назначение Веласкеса королевским обер-гофмаршалом. Работа была достаточно трудозатратной: приходилось организовывать все празднования при дворце. Во время одного из таких праздников Веласкес тяжело заболел. Вернувшись в Мадрид, Диего Веласкес скончался.


Контакты
Обратная связьShare on Google PlusShare on FacebookShare on VKShare on OdnoklassnikiShare on TwitterOther
Share on Google PlusShare on VKShare on OdnoklassnikiOther