34 444 персоналий
Расширенный поиск

Олег Ефремов. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (82 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   67

Олег Николаевич Ефремов

1 октября 1927 / 24 мая 2000

Советский и российский актёр, режиссёр и театральный деятель. Народный артист СССР.
Родился в Москве.
В 1949 году окончил Школу-студию и сразу начал преподавать в ней. Также он получил приглашение в Центральный детский театр, на сцене которого дебютировал в пьесе В. Розова «Ее друзья». В середине 50-х годов, после затяжного кризиса, ЦДТ стал одним из самых интересных и популярных театров Москвы.
В Центральном детском театре Ефремов служил до 1957 года, сыграв более чем в 20 постановках, самые известные из которых: «Дубровский» А. С. Пушкина (1950), «Недоросль» Д. Фонвизина (1950), «Горе от ума» А. Грибоедова (1951), «Конек-Горбунок» П. Маляревского (1952), «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера (1954), «Два капитана» В. Каверина (1955) и «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1957). В 1955 году дебютировал в качестве режиссера, поставив музыкальный спектакль «Димка-невидимка».
В 1956 году вокруг Олега Ефремова, убежденного приверженца немодного в те годы в театральных кругах К. Станиславского, сложился коллектив единомышленников - «Студия молодых актеров», который мечтал возродить студийные традиции Художественного театра. В группу вошли Галина Волчек, Игорь Кваша и Светлана Мизери, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев и Олег Табаков. Также к ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ. 15 апреля 1956 года в театре-студии «Современник» прошла первая премьера спектакля Олега Ефремова по пьесе Розова «Вечно живые». Зрители были потрясены настолько, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами.
На протяжении нескольких лет труппа, возглавляемая Ефремовым, кочевала по сценическим площадкам столицы, не имела своих декораций и выступала порою в случайных клубах. С 1956 по 1964 года Олег Ефремов поставил спектакли (также сыграл в них): «В поисках радости» В. Розова (1957), «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова (1959), «Пять вечеров» А. Володина (1959), «Четвертый» К. Симонова (1961) и «Назначение» А. Володина (1963). В 1960 году Ефремов поставил ярко-театральный спектакль «Голый король» по сказке Е. Шварца, который стал одним из самых популярных спектаклей «Современника».
В 1964 году «Современник» Олега Ефремова наконец получил статус театра и перестал именоваться студией. В 1967 году Ефремов поставил на сцене своего театра сценическую трилогию, посвященную русскому революционному движению: «Декабристы», «Народовольцы» и «Большевики», за которую он в 1969 году получил свою первую государственную премию СССР. В 1970 году Ефремов выпустил свой последний спектакль в «Современнике» — чеховскую «Чайку». Он принял предложение возглавить труппу МХАТ им. Горького, дебютировав в нем в 1971 году пьесой А. Володина «Дульсинея Тобосская». За время работы в Московском Художественном театре Олег Ефремов поставил спектакли (также сыграл в них): «Медная бабушка» Л. Зорина (1975), «Заседание парткома» А. Гельмана (1975), «Утиная охота» А. Вампилова (1978), «Наедине со всеми» А. Гельмана (1981), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1985) и «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (1987).
В 1987 году во МХАТе произошел скандал, прославленная труппа разделилась на два театра: МХТ имени А. Чехова под руководством Олега Ефремова и МХАТ имени М. Горького под руководством Татьяны Дорониной. Разделение было неизбежным и, как художественный руководитель, Ефремов предложил автономию двух трупп. Делить пришлось также и репертуар, из-за чего режиссера покинули Александр Калягин и Олег Борисов, Анастасия Вертинская и Екатерина Васильева.
В МХТ имени А. Чехова Олег Ефремов выступил режиссером и актером в постановках: «Московский хор» Л. С. Петрушевской (1988), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1989), «Брачная ночь, или 37 мая» Л. Петрушевской (1990), «Горе от ума» А. Грибоедова (1992), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1994), «Мишин юбилей» А. И. Гельмана и Р. Нельсона (1994) и «Три сестры» А. П. Чехова (1997).
Параллельно с театральной деятельностью Ефремов снимался и в кино. Самыми полюбившимися зрителю персонажами стали: старший уполномоченный Ульян Григорьевич Жур из киноповести «Испытательный срок» (1960), Максим Подберезовиков из комедии «Берегись автомобиля» (1966), доктор Айболит из сказки «Айболит-66» (1966), таксист Саша из мелодрамы «Три тополя на Плющихе» (1967), полковник Гуляев из военного фильма «Батальоны просят огня» (1985) и др. За свою карьеру он сыграл более чем в семидесяти картинах.
На протяжении полувека Олег Ефремов преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой «Мастерство актера». Был одним из создателей и Первым секретарем Правления Союза театральных деятелей СССР. Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, кавалер высших орденов СССР, Российской Федерации и иностранных государств.
Был женат трижды. Первой его супругой стала актриса Лилия Толмачева. Их брак оказался очень недолгим. Затем он жил в гражданском браке с актрисой Ириной Мазурук, во время которого у них родилась дочь Анастасия (1956), впоследствии ставшая театральным критиком. Третьей супругой режиссера стала актриса «Современника» Алла Покровская, дочь оперного режиссера Бориса Покровского. В браке у них родился сын Михаил (1963), который также стал актером.
Умер от болезни легких, похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой К. Станиславского.

Актер

Спектакли

Режиссёр

Герой фильма

Ведущий

Герой передачи

Участник передачи

Исполнитель

Саундтрек

Комментарии (2)

ГЕНИЙ.......

1 января 2013 г. 9:04
vadim504

хороший был актёр, режиссёр светлая память

23 ноября 2011 г. 9:50
roror1999