34 757 персоналий
Расширенный поиск

Петр Фоменко. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (21 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   26

Петр Наумович Фоменко

13 июля 1932 / 9 августа 2012

Советский и российский режиссер театра и кино. Народный артист РФ.
Родился в Москве в интеллигентной семье. В школьные годы учился в музыкальной школе имени Гнесиных (занятия не прерывались даже во время войны), затем окончил Музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1950 году поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ (один из учителей – заслуженный артист РСФСР Б. Вершилов, коллега Е. Вахтангова). Однако, был отчислен с 3-го курса и завершил свое первое высшее образование в 1955 году на филологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Вместе с Фоменко учились будущие писатели и барды Ю. Визбор, Ю. Ким, Ю. Коваль. Удивительная творческая атмосфера этого вуза сподвигла юношу начать ставить студенческие «капустники», спектакли. После окончания института он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (руководитель курса Н. Горчаков, мастера курса - Народный артист СССР Н. Охлопков и выдающийся режиссер А. Гончаров).
Окончив ГИТИС в 1961 году, Фоменко около 10 лет ставил спектакли как приглашенный режиссер - «Один год» (по роману Ю. Германа), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1961 -1968) в МДТ, Москва, «Микрорайон» по роману Л. Карелина (1962) «Дознание» П. Вайса (1967) в Московском театре драмы и комедии (ныне - Театр на Таганке), «Король Матиуш I» по Я. Корчаку (ЦДТ – ныне РАМТ, 1964), «Татьянин день» Д. Урнова в Театре-студии МГУ «Ленинские горы» (1969) и др.
Первый большой и весьма скандальный успех пришел к режиссеру со спектаклями «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (Московский академический театр им. Вл. Маяковского, 50 аншлагов, затем закрыт, 1966) и «Новая Мистерия-Буфф» по В. Маяковскому (Театр Ленсовета, не допущен до премьеры, 1969). Эти авангардистские и абсурдистские, яркие постановки, где режиссер недвусмысленно издевался над политическими и общественными реалиями конца хрущевской «оттепели» вызвали его конфликт с чиновниками от искусства, которые закрыли молодому режиссеру карьеру на ведущих сценах столицы. Фоменко работал на телевидении, давал частные уроки как словесник, ставил спектакли в драмкружках, студиях.
В 1970-1971 годах он работал в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова («Свой остров» Р. Каугвера, «Дорога цветов» В. Катаева).
С 1972 года Петр Фоменко был ведущим режиссером Театра Ленсовета (Ленинград), среди его спектаклей - «Этот милый старый дом» А. Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Лес» А. Островского (1978), «Свадьба. Юбилей» по А. Чехову (1979), «Тёркин-Тёркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» Ю. Кима по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» (1981). По словам Сергея Женовача он «ставил потрясающие, изумительные спектакли, переворачивающие наше представление о театре», он был известен и уважаем коллегами и театральной публикой, но из-за постоянных конфликтов с партийным руководством Ленинграда (нессответствие репертуарной политике) в 1981 году был выдавлен из театра.
Во второй половине 1970-х Фоменко поставил успешные спектакли в московских театрах - Центральном театре Советской Армии ( «Экзамены никогда не кончаются» по Э.де Филиппо, 1976) и в Малом театре ( «Любовь Яровая» К. Тренёва, 1977). Также он работал в Польше (Театр Польски, Вроцлав, в 1979 присвоено звание заслуженный деятель культуры Польши).
С начала 1980-х Петр Фоменко жил и работал в Москве. Он поставил спектакли в Театре Маяковского («Плоды просвещения» Л. Толстого, 1985), в Театре им. Евг. Вахтангова ( «Дело» А. Сухово-Кобылина, 1989).
Главным его делом в этот период стала педагогика. С 1981 по 2001 годы он преподавал в ГИТИСе, подготовил три выпуска актеров (1993, 1997, 2001). Среди его учеников – Сергей Пускепалис, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская. Курс набора 1988 года стал «звездным» курсом ГИТИСа. Петр Наумович и педагоги курса (С. Женовач, Е. Каменькович и др.) вырастили из своих студентов уникальное актерское сообщество «фоменок». Уже студенческие и выпускные спектакли актерской школы «фоменок» стали в начале 1990-х событиями культурной жизни. «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Владимир III степени» по Н. Гоголю, «Приключение» М. Цветаевой были признаны не только российской, но и мировой публикой, были участниками и получали награды крупнейших театральных фестивалей. Курс 1993 года почти в полном составе стал новой театральной труппой, молодой театр мгновенно стал культовым театром.
За 20 лет своего существования мастерская, театр-студия, а ныне Московский театр «Мастерская П. Фоменко» стал одним из самых известных и титулованных театров России (Государственные премии РФ, Премии мэра Москвы, все профессиональные премии). Репертуарный театр, в котором играют преимущественно «серьезную» классику с постоянным аншлагом, а его актеры, не особенно часто снимаясь в кино, широко известны: Полина Агуреева, Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Юрий Степанов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Илья Любимов, Мария Андреева, Ирина Горбачева,Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Павел Баршак, Никита Зверев, Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Людмила Аринина, Полина Медведева, Людмила Максакова и др.
Петр Фоменко стал одним из авторитетнейших театральных деятелей новой России.
Спектакли П.Н. Фоменко в 1990-х-2000-х уже вошли в историю отечественного театра как шедевры: «Борис Годунов» (1984), «Пиковая дама» (1988) «Египетские ночи» (2002), «Триптих» (2009) по А. Пушкину; «Игроки» (1986), «Он был титулярный советник» (2004), «Чичиков. Мертвые души, том второй» (1998) по Н. Гоголю; «Волки и овцы» (1992) и «Бесприданница» (2008) по А. Островскому; «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001) по Л. Толстому; «Безумная из Шайо» Ж. Жироду, (2001); «Свадьба» по А. Чехову, (1996); «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Вахтину, (2000); «Театральный роман (Записки покойника)» по М. Булгакову (2012) и др. «Визитной карточкой» театра Фоменко стали спектакли «Три сестры» А. Чехова (с 2004) и «Таня-Таня» О. Мухиной (с 1996).
Известными спектаклями Фоменко также были «Калигула» А. Камю (Театр им. Моссовет, 1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (Театр «Сатирикон», 1994), «Лес» А. Островского (театр Comédie-Française, Париж, 2003). Всего режиссером были поставлены более 60 спектаклей.
В кино Фоменко начал работать с середины 1970-х. Он снял довольно известный мини-сериал , военную драму «На всю оставшуюся жизнь» по повести В. Пановой (1975) и мелодраму «Почти смешная история» (1977). Также он снял выдающиеся авторские экранизации - телепьесы по русской и советской классике.
Фоменко также всегда принимал участие в работе над сценариями фильмов, был соавтором художников-оформителей своих спектаклей и фильмов.
Ушел из жизни вскоре после своего 80-летия. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Комментарии (7)

Гений - тончайший вкус и мастерство... (правильно, далеко не для всех...)

13 августа 2017 г. 18:33
Svetlanova

Бесспорно, что Пётр Наумович, был одним из выдающихся российских режиссёров конца 20 и начало 21 веков. Спасибо ему за его ум и душу, которые помогли создать столько удивительных и неповторимых спектаклей и, кроме того, создать уникальных коллектив, радующий зрителей и после его кончины.

20 июля 2017 г. 13:41
ajllubash

Судя по его фильмам,блестящий режиссер.

29 декабря 2015 г. 20:03
alperovich

Гениальный режиссер, не для быдла

22 августа 2012 г. 2:00
Lenusia

блестящий режиссер. но конечно не для серости

17 ноября 2011 г. 5:27
Dmitri1971

УжЕ ПОРА ПОКАЯтсЯ И ПОДУМАТ О НЕБЕ...О БОГЕ

19 октября 2011 г. 23:38
igori13

бездарнии,амбизиознии,и еше породил себе подобних бездарних актеров,до таланта далеко,вот так,ученик Табокова,настояшего резиссера с Болшои букви,извините ,но ето факт

10 октября 2011 г. 16:05
igori13