34 403 персоналий
Расширенный поиск

Сергей Герасимов. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (25 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   16

Сергей Аполлинариевич Герасимов

21 мая 1906 / 26 ноября 1985

Советский кинорежиссёр, сценарист, драматург, актёр, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, трёх Сталинских премий и Государственной премии СССР. Герой Социалистического Труда.
Родился в заводском поселке на Урале. Его отец, по происхождению дворянин, за организацию социал-демократических кружков среди рабочих Путиловского завода был арестован и сослан на каторгу. Политссыльной была и мать Сергея. Долгие годы провели родители в Сибири, а потом перебрались на Урал, где отец, инженер, работал на заводе. Вскоре он трагически погиб, оставив пятерых детей. В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел и драматический спектакль - «Разбойников» Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.
Поработав в столярном цехе красноярского завода, в 1923 году Герасимов начал учиться живописи в художественном училище Петрограда. Через год приятель привел Сергея в ФЭКС (Фабрика Эксцентрического Актера), которую возглавляли Козинцев и Трауберг. Впервые имя Герасимова появилось в титрах в 1925 году. Начав с амплуа экранного «злодея», уже в гоголевской «Шинели» (1926) он с блеском сыграл серьезную роль.
Герасимов умел убеждать, обладал напором. Не устояла перед ним и семнадцатилетняя актриса Тамара Макарова, приглашенная на роль машинистки в фильме «Чужой пиджак». Вскоре после знакомства они поженились.
В 1931 году Герасимов начал самостоятельную режиссерскую деятельность. Вначале он снимал старых друзей по фэксовской мастерской и ленфильмовских артистов. Но уже в «Люблю ли тебя» (1934) появляются ученики его студии Тамара Макарова, Степан Каюков, Олег Жаков.
Созидательный порыв молодежи Герасимов воспел в «Семеро смелых» (1936) и в «Комсомольске» (1938). Он усложняет характеры героев, многосторонне раскрывает их взаимоотношения.
Картину «Учитель» (1939) Герасимов поставил по собственному сценарию. Деревню, куда возвращался учителем после окончания института Степан Лагутин, он рисовал с удивительной достоверностью. С этой ленты в творчестве Герасимова начинается этап так называемой «авторской режиссуры». Отныне сценарии всех фильмов, даже экранизаций, он будет писать сам. Сергей Аполлинариевич считал, что 80 процентов успеха или неуспеха фильма зависит от сценария.
После прославивших его картин о молодежи Герасимов неожиданно ставит трагедию Лермонтова «Маскарад». Здесь после длительного перерыва Герасимов возвратился к актерской работе. Фильм был закончен 21 июня 1941 года, а на экранах московских кинотеатров появился во время войны. Тем не менее «Маскарад» имел большой успех у зрителей.
Герасимов переходит на сюжеты для «Боевых киносборников». Вместе с режиссером Михаилом Калатозовым он работал над полнометражным фильмом «Непобедимые» об обороне Ленинграда. Съемки были невероятно трудными, однако картина в 1943 году все-таки вышла на экраны. Еще одна лента Герасимова «Большая земля» (1944) рассказывала о героическом труде советских людей в тылу.
В конце войны Сергей Аполлинариевич был назначен директором Центральной студии документальных фильмов (1944-1946). Под его руководством началось собирание кинолетописи Великой Отечественной войны. Он возглавлял съемочные группы на Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании. В числе первых советских кинохроникеров полковник Герасимов прибыл в только что освобожденные Будапешт, Вену, Прагу, в поверженный Берлин.
В 1944 году он вернулся к педагогической деятельности во ВГИКе. Прочитав первые главы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», Герасимов загорелся идеей поставить на этом материале дипломный спектакль своей актерско-режиссерской мастерской. По его просьбе Фадеев приехал в институт, читал новые отрывки из романа, смотрел студенческие работы. В частности, увидев Инну Макарову в роли Кармен, он воскликнул «Это же вылитая Любка! Любка Шевцова!»
Учебный спектакль вскоре стали играть на сцене Театра-студии киноактера. Успех был оглушительный. Сразу началась работа над фильмом, который дал путевку в творческую жизнь многим актерам Бондарчуку, Макаровой, Мордюковой, Тихонову, Шагаловой, Лучко, Юматову, Крепкогорской, Моргунову.
Мастерская во ВГИКе стала для Герасимова первым делом жизни. Кроме тех, кто снимался у него в «Молодой гвардии», его учениками являются такие известные мастера кино, как Кулиджанов, Ларионова, Рыбников, Губенко, Болотова, Гурченко, Кириенко, Спиридонов, Никоненко, Еременко и многие другие. Все знали о необыкновенной филантропии Герасимова и Макаровой, о том, что они помогали многим студентам, деньгами в том числе. У них не было своих детей, кроме приемного сына Артура.
В 1957-1958 годах режиссер создает трехсерийный фильм «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. В течение последующего десятилетия (1962-1972) Герасимов создает четыре оригинальных кинематографических романа, четыре больших двухсерийных фильма о современности. В 1962 году он поставил картину «Люди и звери». Это произведение о моральных последствиях войны. Сам Герасимов сыграл эмигранта князя Львова-Щербацкого.
Действие второго киноромана «Журналист» (1967) происходит на Западе и в уральском городе. По словам Герасимова, это «история молодого журналиста, который, проходя свои жизненные университеты, из скороспелого всезнайки становится человеком своего времени, своего общества, своей идеи». В зарубежных эпизодах фильма появлялись итальянские режиссеры Де Сика, Росселлини, актрисы Анни Жирардо и Мирей Матье, директор французской синематеки Анри Ланглуа.
Замысел фильма «У озера» (1970) возник у Герасимова во время натурных съемок «Журналиста» на берегах озера Чебаркуль, где прошли годы его детства. Там с особой остротой ощутил он постоянство природы и бурную изменчивость жизни. Режиссеру удалось органически включить в картину и документальные съемки Сибири, и поэму Блока «Скифы», почти целиком прочитанную героиней.
Четвертый кинороман Герасимова, «Любить человека» (1973), посвящен творчеству молодых архитекторов, строителей городов в Заполярье.
После этого режиссер поставил по сценарию А. Володина семейную драму «Дочки-матери» (1975) и вновь обратился к экранизации классических произведений. Он решил создать новую телевизионную интерпретацию романа Стендаля «Красное и черное» и максимально приблизиться к оригиналу. То же можно сказать и об экранизации первой части романа А.Н. Толстого «Петр Первый» - фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1981).
Последней работой Герасимова стал кинороман о Льве Толстом. Основой сценария послужили дневники Льва Николаевича. На съемках «Льва Толстого» Сергея Аполлинариевича отговаривали от сцены, в которой он, исполнитель главной роли, должен был лечь в гроб. Это считается плохой приметой. Но Герасимов настоял на своем. Через полгода, измотанный съемками, он угодил в больницу.
Умер после операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В одном из своих последних интервью Герасимов сказал «Мы прожили жизнь честно, старались как могли, что-то получалось, что-то не получалось. Но это прожитая жизнь, она не может, не должна уйти в никуда».
В 1986 году имя Герасимова было присвоено Всесоюзному государственному институту кинематографии.

Комментарии (2)

точно сказано, великий! не поспоришь.

1 мая 2012 г. 7:34
anzen

великий

24 января 2012 г. 6:57
Dmitri1971