34 289 персоналий
Расширенный поиск

Генрик Ибсен. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (2 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   1

Генрик Ибсен

20 марта 1828 / 23 мая 1906

Норвежский драматург.
Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году. Работая с 1844 года учеником аптекаря, Ибсен написал первые стихи и драму "Катилина" (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 года в Европе. В 1850 году в Кристиании была поставлена пьеса Ибсена "Богатырский курган".
В 1852-1857 годах руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, в 1857-1862 годах возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864-1891 годах жил в Риме, Дрездене, Мюнхене.
В конце 1840 - начале 1850-х годах Ибсен обратился к сатире и гротеску. Буржуазной современности Ибсен противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. В "Комедии любви" (1862), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме "Борьба за престол" (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы "Бранд" (1866) - цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в "Пер Гюнте" (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.
В конце 1860 - начале 1870-х годов в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, "революции человеческого духа". В драме о Юлиане-отступнике "Кесарь и галилеянин" (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес "Столпы общества" (1877), "Кукольный дом" (1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882) - несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес - не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.
С середины 1880-х годов социальная критика у Ибсена ослабевает ("Дикая утка", 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема "сильного человека" выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: "Росмерсхольм" (1886), "Гедда Габлер" (1890), "Строитель Сольнес" (1892), "Йун Габриель Боркман" (1896).
Начиная с 1880-х годов имя Генрика Ибсена служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России Ибсен в начале 20 века стал одним из властителей дум интеллигенции, его пьесы шли во многих театрах.
Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен — кинорежиссёром.
С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.

Герой фильма

Автор

Герой передачи

Комментарии (0)