34 694 персоналий
Расширенный поиск

Билли Уайлдер. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (0 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   1

Билли Уайлдер

22 июня 1906 / 27 марта 2002

Американский режиссёр и сценарист.
Родился на территории бывшей Австро-Венгрии, в еврейской семье (был сыном владельца гостиничной сети).
Поступил в Венский университет, намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет.
В 1920-е годы работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых кинофильмов.
После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев.
Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов.
По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла Грета Гарбо) и «Огненный мир» Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой.
Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).
В 1944 году Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).
Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).
Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда.
Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн. Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино.
В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров».
Умер в Беверли Хиллз.

Актер

Режиссёр

  • Приятели. Дружище (1981) Федора (1978)
    Первая полоса (1974) Аванти! (1972)
    Частная жизнь Шерлока Холмса (1970) Азарт удачи (1966)
    Поцелуй меня, глупенький (1964) Нежная Ирма (1963)
    Раз, два, три (1961) Квартира (1960)
    В джазе только девушки (1959) Любовь после полудня (1957)
    Свидетель обвинения (1957) Дух Сент-Луиса (1957)
    Зуд седьмого года (Семь лет желания) (1955) Лагерь для военнопленных №17. (Шталаг 17) (1953)
    Туз в рукаве (1951) Сансет бульвар (1950)
    Императорский вальс (1948) Потерянный уик-энд (1945)
    Двойная страховка (1944) Пять гробниц по пути в Каир (1943)
    Плохая кровь (Худое семя) (1934)

Герой передачи

Комментарии (0)