37 064 персоналий
Расширенный поиск

Алексей Балабанов

«Мои фильмы не скучные, не длинные, не тоскливые».

Один из лучших современных русских режиссеров Алексей Балабанов - это «Брат», «Жмурки», «Война», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий» и «Кочегар» одновременно. Это был необычный человек и необычный режиссёр. Говорят, он был настоящая страшилка для журналиста - разговаривать с ним очень трудно.

Сам Алексей считал, что за него говорят его фильмы, о которых он тоже не любил говорить: «Кино снимается для людей, и мне хочется, чтобы оно дошло до зрителя. О кино неинтересно рассказывать. Его нужно смотреть. А если содержание фильма можно передать на словах, тогда не стоит его и делать.» И для него, как и для его фильмов, не существовало компромиссов: Алексей снимал то, что видит. По его словам, кино бывает интересное и неинтересное, хорошее и плохое. Алексей не получал удовольствие от процесса съёмок, так как снимать кино - это очень трудно. «Я очень доволен, когда заканчиваю кино, потому что делать кино очень трудно. Как можно наслаждаться, если это трудно?! Наслаждаться можно лежа в кровати.»

Алексей Балабанов - участник программ «Сергей Бодров. Где ты, брат», «Магия кино. Запретный город», «Закрытый показ. Груз 200», «Магия кино. Груз-200».

По словам Балабанова, кино вообще придумывается, а не записывается. Он даже сценариев не писал, просто записывал картинки, которые возникают у него в голове, и все. «Буквы - одно дело, а образы - совсем другое, - пояснял Алексей. - Пишу же я главным образом для себя. Иногда артисты, глядя в сценарий, вообще не могут понять, что я имею в виду». Самому же автору безоговорочно нравилось только один его фильм - «Про уродов и людей». В остальных, по его мнению, есть что-то, что получилось и что не получилось.

Снимая кино, режиссёр Балабанов всегда основывался на своем опыте. Считал, что кино нужно снимать искренне и от души. "Это то, что ты чувствуешь, то, что ты переживал когда-то или сейчас переживаешь — неважно, но это должно быть интересно и максимально реалистично. Я записываю то, что я знаю про людей. Я очень много общался с людьми: полмира объехал, мне все это близко, и я это понимаю. Основываясь на своем опыте, на рассказах разных людей, я придумываю кино."

Другая ипостась кино - стилистика. По словам Алексея, каждая картина должна иметь стиль. Если картина имеет стиль, эта картина имеет место быть. Если стиля нет, то все это неинтересно. «Когда я придумываю кино, то понимаю, в какой стилистике оно будет сделано.» Балабанов много занимался формой, и никакого отношения к концепции форма не имеет: форма есть форма, содержание есть содержание. Для него форма важнее содержания. То же и с музыкой, которую он использует: у него очень своеобразный подход в выборе саундтрека. Тексты песен не имеют значения, форма снова важнее содержания. «Я очень близко всегда стоял к рок-н-роллу, - говорил Балабанов. - Я двигаюсь эмпирически: знаю ряд вещей, которые мне нравятся, и я пробую совмещать их с картинкой. Иногда даже на этапе площадки. И все. Если получается, то останавливаюсь на этой вещи.»