37 104 персоналий
Расширенный поиск

Ефим Копелян

Ефим Закадрович

Неповторимый голос Ефима Копеляна многие из нас помнят по легендарному многосерийному телефильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». После этого фильма Копелян в шутку стал называть себя Ефимом Закадровичем – ведь именно он был внутренним голосом Штирлица, именно его голос рассказывал, как «Штирлиц шел по коридору», его голос читал «телеграммы Алекса Юстасу» и напоминал про «нордический характер».

Копелян родился 12 апреля 1912 года в Белоруссии. После школы работал слесарем в Ленинграде, учился на архитектурном факультете Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре. В двадцатилетнем возрасте дебютировал как киноартист. Однако кинематограф открыл талант Ефима не сразу - почти 30 лет ему пришлось сниматься лишь в эпизодах.

За свою жизнь Копелян сыграл более чем в 70 фильмах. Мастерство актера позволило зрителям запомнить его яркие образы даже в небольших ролях – например атамана Бурнаша из «Неуловимых мстителей» и «Новых приключений неуловимых». Среди его лучших ролей можно выделить роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании» режиссера Кулиджанова. Копелян умел работать на грани – иногда было непонятно, какого персонажа он играет - положительного или отрицательного. Он был интересен тем, что умел показать многогранность человеческих характеров при поразительном умении молчать и думать в кадре.

Вообще отличительной чертой Ефима Копеляна было отсутствие суеты в жизни, на экране и на театральной сцене. Многие актеры отмечают, что Ефим Захарович был не похож на артиста, он не выделялся высоким ростом и красивой внешностью, тем более голосом. Он вел себя очень просто на сцене и съемочной площадке, и работать с ним было также легко и просто, потому что Копелян был простым, честным и добрым человеком. А за умение выразительно молчать его часто сравнивали с великим французским актером Жаном Габеном.

«Работать с ним было наслаждением, - вспоминала Татьяна Лиознова, - Он приезжал, и хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит». Трудно сегодня перечислить все фильмы, в которых Копелян читал от автора, или закадровый текст, или дублировал иностранные фильмы, а впервые его голос за кадром прозвучал в комедии «Адам и Хева».

Он работал в Большом драматическом театре с Товстоноговым всю свою жизнь (куда, кстати, юный Копелян попал просто «подзаработать» в массовках), и когда Ефим Захарович скоропостижно умер от инфаркта, режиссер произнес: «Из театра ушла совесть...»