37 131 персоналий
Расширенный поиск

Лев Кулиджанов

Режиссёр старой школы на «новой волне»

Лев Кулиджанов родился в Тбилиси в армянской семье служащих. Отец, крупный партийный работник, был арестован в 1937 году. Его расстреляли в лагерях. Мать была репрессирована в том же году. Ощущение ареста, пустоты и отъезжающих машин, - то, что он видел своими глазами, когда увозили мать. Молодой Кулиджанов рано увлекся театром. В школьных спектаклях он был и драматург, и актер, и режиссер. После окончания ВГИКа Кулиджанов стал режиссером киностудии Горького. Первые две картины «Это начиналось так...» и «Дом, в котором я живу» он поставил в соавторстве с мастерами кино. Так было принято в 50-е, когда молодые режиссеры снимали вместе в мэтрами. Первый самостоятельный фильм - «Отчий дом» - вызвал большой интерес со стороны критиков и внимание зрителей. Необыкновенная личность режиссёра: непосредственность и доброта сочетается с огромной эрудицией и интеллектом.

«Отчий дом», «Умирать не страшно», «Когда деревья были большими» - в фильмах Льва Кулиджанова многие узнавали свои судьбы. Он тонко и точно отражал непростые характеры современников, изображал сложность человеческих взаимоотношений. Кулиджанов представлял новую волну отечественного кинематографа 60х, оставаясь приверженцем классической школы режиссуры. У выпускника мастерской Герасимова сформировался хороший вкус, а острое чувство меры оберегли его от опасности сорваться на сентиментальность или фарс. В его время о маленьком человеке не говорили с большого экрана, а он никогда не терял контакта с реальностью и повседневной жизнью. Режиссёр Андрей Эшпай, ученик Кулиджанова, говорит: «Это такой особый кинематограф, это советский неореализм, в котором он занимал одну из ведущих ролей.»

Актёр Вадим Андреев, ученик Кулиджанова, вспоминает: «Самое главное - его потрясающая доброта и любовь к нам. Он нас называл ласково «огрызками», всегда добивался от актёра того, что ему было нужно, без нажима и агрессии.» Самой любимой картиной режиссёра и, пожалуй, самой знаменитой его лентой, стала драма «Когда деревья были большими», - фильм, который остался и в истории кинематографа, и в памяти киноманов. Сам Кулиджанов рассказывал, что работа над лентой шла споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. Кулиджанов, как мастер тонкого психологического рисунка, выложился в этой картине в полную силу. Далее была экранизация романа Достоевского «Преступление и наказание», фильмы «Звездная минута», «Карл Маркс. Молодые годы», «Умирать не страшно», «Незабудки».

Вспоминает Донатас Банионис: «Прекрасно и ярко начав произведениями о своем времени, Кулиджанов приходит к ярким художественным решениям и на материале классики. Уважаю и ценю Льва Александровича Кулиджанова прежде всего как талантливого, своеобразного режиссера, отличного мастера своего дела, профессионала. Думаю, что в судьбе кинематографиста это наиважнейшее. С первых его работ я почувствовал в нем режиссера «актерского», умеющего умно и тщательно работать с исполнителями, дающего им возможность выразить свою творческую индивидуальность.»