34 420 персоналий
Расширенный поиск

Альфред Хичкок. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (14 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   27

Альфред Хичкок

13 августа 1899 / 29 апреля 1980

Британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.
Родился в Лондоне в семье скромного торговца фруктами. Родители Хичкока были строгими католиками. В 1906 году родители отдали Альфреда в иезуитский колледж святого Игнатия. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина, и за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой. Впоследствие Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину.
После колледжа он поступил в Инженерно-навигационную школу, где изучал механику, акустику и навигацию, параллельно изучая искусствоведение в Лондонском университете. В разгар Первой мировой войны Хичкок записался на фронт добровольцем, но из-за непомерной полноты его определили в резерв и усиленно обучали подрывному делу.
После недолгого армейского кошмара Альфред поступил на работу в рекламный отдел Телеграфной компании Хенли. В 1921 году ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешёл работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.
В 1926 году Хичкок женился на Альме Ревилл, работавшей в "Парамаунте" редактором. Энергичная, волевая, она стала другом и советчицей режиссёра и подарила ему дочь Патрицию.
Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино, тогда только зарождавшегося. За еще одной англо-немецкой картиной «Горный орёл» (1926) последовала лента «Жилец» (1926), в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства.
Из его дальнейших немых фильмов выделяется только спортивная драма «Ринг» (1927), снятая в той же энергичной манере, что и «Жилец».
Первая звуковая лента Хичкока - «Шантаж» (1929) - вначале снималась как немая. Затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Картина стала началом его большой карьеры.
Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (1930) и комедии «Пестро и странно» (1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый чёрный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.
Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина «39 ступенек» (1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. Ленты «Секретный агент» (1936, по рассказам Сомерсета Моэма) и «Саботаж» (1937, по роману Джозефа Конрада «Секретный агент») были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских «ударных» эпизодов. Фильм «Молодой и невинный» (1937) - романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, - вновь вернул режиссёра в его стихию, а картина «Леди исчезает» (1938) стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру.
В конце весны 1939 года Хичкок, имея выгодный контракт с продюсером Дэвидом О. Сэлзником, переехал работать в Голливуд. Его первая американская картина, «Ребекка» (1940, также по роману Дафны Дю Морье), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года.
Хичкок с семьёй поселился в Беверли-Хиллз. Они предпочитали общаться с американцами. Их дом по голливудским меркам был скромным, и, по настоянию режиссёра, без бассейна во дворе.
Во время Второй мировой войны Хичкок снял шесть уголовных драм и одну салонную комедию. Все они имели успех у продюсеров, критики и публики.
Шпионский триллер «Иностранный корреспондент» (1940) пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но включал в себя ряд классических эпизодов. За романтической комедией «Мистер и миссис Смит» (1941) последовали подряд несколько крупных удач, в том числе «Подозрение» (1941) и «Саботажник» (1942). В картине «Тень сомнения» (1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряжённого сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым.
Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации.
Фильм «Завороженный» (1945) был детективом с фрейдистской подоплёкой, и сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. После тонкой психологической драмы «Дурная слава» (1946) и неудачной ленты «Дело Парадина» (1947) Хичкок поставил свою первую цветную картину, «Верёвка» (1948). Её действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съёмки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон плёнки. Он повторил этот эксперимент менее удачно в провальной драме «Под знаком Козерога» (1949), а после снятого в Лондоне затянутого детектива «Страх сцены» (1950) многие критики сочли, что Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг их одним из своих самых тонко выверенных фильмов, «Незнакомцы в поезде» (1951, сценарий по роману Патриции Хайсмит написал Рэймонд Чандлер).
Пятидесятые годы стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (1954), всё действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (1955), с яркими красками французской Ривьеры; чёрную комедию «Неприятности с Гарри» (1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствие рядом критиков лента «Головокружение» (1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актёров.
Единственный в его творчестве фильм ужаса, «Психоз» (1960), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно.
Поздними шедеврами Хичкока были недооцененные триллеры «Марни» (1964) и «Разорванный занавес» (1966). В 1950-е и 1960-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы «Альфред Хичкок представляет» (1955-1962) и «Час Альфреда Хичкока» (1962-1965). Его последний фильм, «Семейный заговор» был снят в 1976 году.
Настоящей страстью Хичкока было дорогое вино. Он покупал коллекционное виски, редкое шампанское и складировал бутылки в подвале своего дома. После смерти режиссёра они были проданы с аукциона. Ещё одним его увлечением было садоводство, он с большой любовью ухаживал за розами. А вот шумных сборищ Хичкок не любил, редко ходил на приёмы, не заводил близких друзей. Свою жизнь он посвятил кино.
В 1978 году Американская киноакадемия отметила Хичкока премией "За достижения всей жизни".
Смирившись с тем, что его карьера подошла к концу, Хичкок закрыл свой офис, распустил персонал и отправился домой.
Сэр Альфред Хичкок ушёл из жизни от почечной недостаточности у себя дома в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном. Незадолго до смерти Альфреда, английская королева успела возвести его в дворянское звание.

Актер

Режиссёр

Сценарист

Герой фильма

Герой передачи

Продюсер

Комментарии (1)

Величайший из величайших.

15 января 2013 г. 15:41
raushan27