34 666 персоналий
Расширенный поиск

Андрей Тарковский. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (45 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   44

Андрей Арсеньевич Тарковский

4 апреля 1932 / 29 декабря 1986

Советский режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР.
Родился в селе Завражье (город Юрьевец), Ивановская область. Учился в Московском институте востоковедения, работал в геологических партиях.
В 1960 году закончил режиссёрский факультет Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (мастерская М.И. Ромма) и защитил диплом короткометражным фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, США, 1961).
С 1961 года работал на киностудии «Мосфильм».
Фильм «Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван», получил приз: «Золотой лев святого Марка» на кинофестивале в Венеции, и более 10 призов на других кинофестивалях) сделал имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык — объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой.
Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 году под названием «Андрей Рублёв». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 века предстает в трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х годов о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.
В «Солярисе» (1972, по роману Станислава Лема, «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.
«Зеркало» (1975) - автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце - замечательном поэте Арсении Тарковском, чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.
В «Сталкере» (1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.
В 1982 году Андрей Тарковский уезжает в Италию, где в процессе поисков натуры для нового фильма снимает документальную ленту «Время путешествия» (1982). В 1983 году осуществляет постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-гардене (Лондон).
Фильм «Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием. Здесь режиссёрская техника достигает предельной высоты и подводится итог нравственному поиску Тарковского. Герой фильма жертвует личным благополучием - сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание - по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссёру венцом и смыслом жизни. Последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем всё творчество Тарковского.
В 1984 году на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры - лишение Тарковского советского гражданства - так и не решились.
В конце 1985 года режиссёру был поставлен диагноз - рак лёгких.
Умер в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В 1990 году Андрей Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии.

Комментарии (4)

Неоднократно посмотрев "Сталкер" понимаю, что это великое произведение!

5 апреля 2014 г. 12:26
gala1414

Чистая душа.

21 декабря 2011 г. 15:55
gravitationfree

гений

15 декабря 2011 г. 5:06
slav1988

Великий режиссер!

27 мая 2011 г. 15:40
gala1414